«Все работы хороши, выбирай на вкус!» Насколько это актуально?
Спорить с классиком — занятие неблагодарное. И всё-таки, рискуя быть обвинённой в конформизме, я утверждаю: выбирать специальность только по вкусу, руководствуясь исключительно своими душевными предпочтениями, — безответственно. В большинстве случаев.
Закончились «школьные годы чудесные, с дружбою, с книгой и с песнею», а потом завершилась и студенческая пора с теми лучшими моментами, что между сессиями. А так как у желаний есть свойство сбываться, в руках у молодого человека оказывается диплом по той специальности, которую он выбрал в соответствии со своими желаниями. Гип-гип, ура! Ну подавайте же мне скорей эту самую работу! Уж теперь, надеюсь, вы все увидите, на что я способен!
Однако, говорят экономисты, скорее всего, эти надежды не сбудутся. Нынешней молодёжи не повезло, они стали дипломированными специалистами не в «тучные годы» — на дворе глобальный экономический кризис, а значит, и кризис рынка труда, и низкие зарплаты, и вообще дефицит всего и везде. Вероятнее всего, молодым не удастся сделать удачную карьеру, стать финансово независимыми, купить жильё и заработать себе обеспеченную старость.
По словам лондонского «Economist», в настоящее время бедность — проблема не пожилых, а молодых, более трети дипломированных специалистов не находят работу, достойную их образования. И это явление повсеместное, судьба «поколения миллениума» одинакова и в развитых, и в небогатых странах, которые изо всех сил стараются удержаться на плаву среди штормовых волн кризиса.
Но не только экономика повинна в проблемах нынешней молодёжи. С 80-х годов начал расти спрос на диплом как на гарантию статусных должностей и высоких заработков. Спрос родил предложение, и, как грибы после дождя, начали открываться всё новые и новые колледжи и университеты low cost, где обучение стоило до 500 евро в год.
Как следствие — за 30 лет практически вдвое увеличилось число специалистов с высшим образованием. Так, в США в 1980 г. таких работников было 38% мужчин и 36% женщин, а 2011 г. — уже 51% и 62% соответственно. Какой рынок труда в период застоя может принять и переварить такое количество выпускников вузов?
Статистика показывает, что в Европе около трети получающих пособие по безработице моложе 34 лет. Уровень безработицы среди молодежи в Испании — 50%, в Италии — 40%, во Франции — 38%. Это цифры на начало 2011 г., сейчас они, к сожалению, выше.
Конечно, есть спрос на низкооплачиваемую рабочую силу, но работодатели неохотно берут в таком качестве специалистов с высшим образованием, даже если они готовы работать тяжело и много. «Вы для нас слишком overeducated (избыточно образованны), нам бы чего-нибудь попроще». И тем не менее, юрист идёт работать таксистом, политолог — кассиром, а искусствовед — официантом.
Молодой специалист, отринутый рынком труда, переживает тяжёлую душевную травму. Ощущение невостребованности потенциала, ненужности знаний и умений, полученных за годы нелёгкой учёбы, неудачи в самом начале жизненного пути не дают покоя до старости.
Социологи говорят, что «эффект рубцевания», этакое зализывание ран, виновато в том, что молодые люди откладывают «на потом» женитьбу и рождение детей. Их самооценка низка, они относят себя к слабым слоям населения. Даже если потом подворачивается «второй шанс», горький привкус неуспеха в юности остаётся на всю жизнь.
Понятие невостребованности на рынке труда для меня совсем не абстрактное. Моя младшая дочь после службы в армии поступила в университет и начала изучать рентгенологию. Оказалось, что в её учебной группе почти половина студентов — выходцы из бывшего СССР. Все эти ребята уже имели высшее образование, но не смогли найти работу по своим направлениям: историк, археолог, библиотекарь, театровед т.д. Маленькому Израилю их профессии просто не нужны, зато имеет место острая нужда в специалистах, знающих новейшее современное медицинское оборудование.
Сказать, что учёба для них была трудной, значит не сказать ничего. Ведь кроме того, что все предметы, естественно, преподавались на английском и иврите, им, филологам, пришлось изучать очень серьёзные курсы по физике, химии, математике. Это сейчас, встречаясь по разным семейным праздникам, они, успешные и солидные, вспоминают со смехом годы своего повторного студенчества. Я же помню другое: сколько слёз, стонов и жалоб выслушала я на своей кухне, как пыталась утешить и успокоить каждого.
Ох, как же не нравится мне выражение «выбирай занятие по душе, чему хочешь, тому и учись». Решение о выборе профессии — одно из самых важных в жизни каждого человека. И когда думаешь, как ублажить свою душу, нельзя забывать о том, что сначала придётся накормить тело. И не только своё, но и своих будущих детей и стареющих родителей.
«Тот, кто выбирает специальность, неспособную обеспечить хлеб насущный, пусть не жалуется на зверства капитализма и безразличие работодателей. Это рынок, ребята. И чем раньше вы это поймёте, тем лучше».
Я цитирую высказывание парня, который, имея прекрасный дар красноречия, блестящие способности историка и политолога, умение убеждать и слушать себя, изучает в университете бухгалтерский учёт. Несмотря на то, что учёба даётся ему гораздо тяжелее, чем его однокурсникам с математическими способностями, он считает, что сделал правильный выбор. Профессия бухгалтера всегда востребована и даёт хороший доход. Ну, а как же первая любовь — политология? Пока — это хобби, а там жизнь покажет…
И жизнь показывает, что: — земский врач А. П. Чехов может стать классиком русской литературы; — учёный геофизик, океанолог, профессор, доктор геолого-минералогических наук А. Городницкий — одним из отцов-основателей авторской песни, поэтом и бардом; — инженер-механик портового оборудования М. Жванецкий — писателем-сатириком, народным артистом России.
Было бы желание!