Оценка: «за» или «против»?

Хотелось, чтобы выросла психологическая грамотность населения. И она выросла: расцветают махровым цветом новые предрассудки. Когда я предложила вовремя замечать усилия ребёнка, родители вдруг ответили потоком возмущённых реплик.

Далеко не сразу выяснилось, что это был ответ на прозвучавшее в моем призыве слово «оценка». Оказывается, они усвоили, что «общение должно быть безоценочным», и упоминание об оценке как о чём-то желательном или даже необходимом послужило знаком непрофессионализма и даже непроходимого невежества.

Для меня признаком невежества служат стереотипные утверждения и огульные отрицания, но говорить об этом нет смысла, ярые противники оценок уже выставили свою оценку и менять ее, как это часто бывает, не собирались ни при каких обстоятельствах.

Примерно то же происходит и в Интернете: сторонники безоценочности так оценивают предложение что-либо оценить, что остаётся лишь умолкнуть и впредь никогда не заикаться на эту тему.

Очевидно, что оценки так или иначе присутствуют. И если оценку не ставит вслух другой человек, это не избавляет от угадывания его ощущений, а это тоже оценка. Самую чувствительную оценку будущее ставит результатами.

Если человек не видит связи какого-либо своего нынешнего качества с вероятным будущим, которого он хочет избежать, или если его воля работает в целом, но пропускает частности, то близкие могут помочь ему управлять собой оценками, это просто и очень эффективно. В некоторых случаях. (Это специальная оговорка для тех, кто готов взорваться фактами об ужасах оценочного террора в школах. Знаю, знаю, всё знаю. Но поймите и вы, что никакое отклонение не повод отвергать в целом то, в чём отклонения были допущены.)

Встречалась история про пожарную часть, где никак не могли вовремя выехать по вызову. И тогда начальник поступил просто: первому выбежавшему премия за счёт средств последнего. За несколько дней научились выезжать в считанные секунды.

Оценка должна фиксировать отклонения. К лучшему — это награда, к худшему — наказание. Если говорить об оценках в баллах, то в норме все должны быть троечниками и получать нейтральное «удовлетворительно». Это всё равно что не иметь оценки, это та самая хвалёная безоценочность. И тогда на этом нейтральном фоне ярко выделится и чьё-то сверхусилие, и приступ разгильдяйства, которому не дано будет перерасти в хроническое. У каждого норма — тройка, никаких отличников. Только «тройка» одного — это виртуозное мастерство, а «тройка» другого — это некоторые действия, соответствующие его скромным возможностям. И никаких сравнений по оценкам между людьми.

Люди, для которых «самовоспитание» — не пустое слово, придумывают свои личные системы оценивания, и у них часто повторяется совет сравнивать себя сегодняшнего со вчерашним. Обязательно поощрить себя за успех в самопреодолении, ни разу не оставить незамеченной лень, не дать ей лазейку. И для этого не обязательно держать наготове пирожок на полочке с одной стороны и пыточный инструмент с другой, достаточно ставить цифру в личном журнале — оценку. Можно закрашивать клеточку определённым цветом, можно класть шарики в чёрный и белый стаканчики — в любом случае это оценка, инструмент воли.

Конечно же, угнетающие одних и возвышающие других оценки — это не для доброго мира, в котором хотелось бы жить. Но и безразличие ведь не для него. А различение, если есть критерии, — это уже оценка. И пусть будет тонкое и мудрое оценивание — хорошего, чтобы оно осознало свою нужность и утвердилось, и плохого, чтобы оно искало способы перерастать в хорошее или удалялось само без жестоких мер, когда сообщество или человечество уже вынуждено защищаться.

Любая мелочь, творимая людьми, может вписаться отличным дополнением в существующие традиции, но может и посеять хаос при всей своей хорошести. Кто первым воспринял эту мелочь, тот сигналит окружающим о том, хорошо это или плохо, беречь это или противодействовать. Сигнал может быть ошибочным. Тем не менее, сигналить надо. В неоднозначных случаях стоит обсуждать, хорошо это или плохо, почему, как и что можно исправить.

Но громоздкие обсуждения и прояснения пусть останутся для особых ситуаций, обыденности достаточно простых быстрых оценок. Пусть будут и слова от «кошмар» до «восхитительно», и баллы, и всё-всё-всё. Наше дело — не терять разум, когда оцениваем или делаем из оценок выводы.

Оценка — это инструмент. Среди инструментов есть и тончайшие пипетки микробиологов, и гигантские молоты кузнецов. Никому не приходит в голову нелепая идея уничтожать пипетки на том основании, что другим инструментом, молотом, можно сокрушить что угодно. Мы легко отличаем пипетку от молота.

Но поверьте, что оценка, поставленная злобным дураком, так же отличается от оценки мудрого учителя и тонкого психолога, как молот от пипетки.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: