Начальные этапы в освоении космоса
Проектными проработками орбитальных станций различных типов в последние годы занимаются довольно активно. В частности, несколько вариантов было рассмотрено различными американскими фирмами. Это большие базы-станции весом в сотни тонн, рассчитанные на экипаж в 50—100 человек. На станциях планируется создание искусственной силы тяжести, а для питания электроэнергией предусматривается ядерная энергетическая установка. Центральный вопрос в создании крупных станций — это выбор оптимальной формы и методов монтажа на орбите. Мнения специалистов сходятся в том, что станции-базы будут собираться из нескольких типовых блоков различного размера. Станция может иметь вид тора, ступицы с лопастями, звезды, колеса, гантели и другие формы, позволяющие легко осуществить вращение станции, за счет которого и появится искусственная сила тяжести. Создание крупных станций потребует разработки эффективных методов монтажа в космосе, выбора рациональных способов причаливания и стыковки. В этом смысле представляет интерес сборка блоков станции с помощью специального корабля-буксировщика. Комплект сложной автоматической аппаратуры, с помощью которой осуществляется поиск выведенного на орбиту блока, захват его и стыковка с другим блоком в этом случае будет установлен только на корабле-буксировщике. Сами блоки будут иметь упрощенную аппаратуру, что резко снизит их стоимость. Корабль-буксировщик может быть оснащен полностью автоматизированной системой управления, системой дистанционного управления с Земли или с борта орбитальной станции и осуществлять сборку в космосе без присутствия людей. Возможен вариант буксировщика с ручным управлением. Из того, что Вы рассказали, следует, что одна из важных задач — создание транспортного космического корабля многократного действия. Как решается эта проблема! Несомненно, транспортный корабль, который мог бы доставлять на околоземную ч окололунную орбиту или на лунные базы-станции, экипаж и грузы, детали станций, ракеты для межпланетных полетов и совершать рейсы снова и снова, подобно самолету, такой корабль в будущем станет совершенно необходимым. Это мнение всех специалистов. Интерес к транспортному кораблю многократного применения имеет не только техническую, но и экономическую основу. По прогнозам, с появлением такого корабля стоимость вывода на орбиту одного килограмма полезного груза значительно снизится. По данным зарубежной печати, специалисты НАСА, например, полагают, что эта стоимость упадет с 1 330—1 550 долларов во столько обходится сейчас вывод одного килограмма) до 220 долларов.
Кроме того, транспортные корабли предполагается использовать как средства спасения космонавтов, терпящих бедствие на орбите. Предварительные исследования показали наиболее вероятную схему транспортного корабля.
Он будет состоять из двух ступеней— разгонной (может быть использован самолет-разгонщик или специальная ракета-носитель) и орбитальной с экипажем на борту. Орбитальная ступень предполагается крылатым аппаратом, способным маневрировать в космосе и в атмосфере. Взлет будет вертикальный, а посадка второй и обеих ступеней горизонтальная, «по-самолетному»— на аэродром. Корабль рассчитывается на большую грузоподъемность и длительную эксплуатацию (по данным американской печати, например, до 10 лет; при числе полетов не менее 100, полезный груз, который выводится на околоземную орбиту,— около 300 тонн). Создание транспортного космического корабля выдвинуло массу проблем.
Одна из главных и трудноразрешимых — проблема теплозащиты при входе орбитальной ступени в плотные слои атмосферы.
Важными и сложными являются также проблемы обеспечения устойчивости при спуске и посадке, создание двигателей многоразового включения (до 100 раз), усовершенствование командно-измерительных комплексов, систем жизнеобеспечения и многие другие. В перспективе на космических кораблях, в том числе и транспортных, будет эффективной и установка ядерных двигателей. Появление транспортных космических кораблей окажет стимулирующее воздействие не только на освоение околоземного пространства, но и на более активное освоение Луны и осуществление межпланетных перелетов.
Группа управления
Кроме того, транспортные корабли предполагается использовать как средства спасения космонавтов, терпящих бедствие на орбите. Предварительные исследования показали наиболее вероятную схему транспортного корабля.
Он будет состоять из двух ступеней— разгонной (может быть использован самолет-разгонщик или специальная ракета-носитель) и орбитальной с экипажем на борту. Орбитальная ступень предполагается крылатым аппаратом, способным маневрировать в космосе и в атмосфере. Взлет будет вертикальный, а посадка второй и обеих ступеней горизонтальная, «по-самолетному»— на аэродром. Корабль рассчитывается на большую грузоподъемность и длительную эксплуатацию (по данным американской печати, например, до 10 лет; при числе полетов не менее 100, полезный груз, который выводится на околоземную орбиту,— около 300 тонн). Создание транспортного космического корабля выдвинуло массу проблем.
Одна из главных и трудноразрешимых — проблема теплозащиты при входе орбитальной ступени в плотные слои атмосферы.
Важными и сложными являются также проблемы обеспечения устойчивости при спуске и посадке, создание двигателей многоразового включения (до 100 раз), усовершенствование командно-измерительных комплексов, систем жизнеобеспечения и многие другие. В перспективе на космических кораблях, в том числе и транспортных, будет эффективной и установка ядерных двигателей. Появление транспортных космических кораблей окажет стимулирующее воздействие не только на освоение околоземного пространства, но и на более активное освоение Луны и осуществление межпланетных перелетов.
Группа управления
Отзывы и комментарии