Как «Призрак оперы» завоевал мир?
Итак, я уже писал, какой восторг у зрителей и прессы вызвала премьера «Призрака оперы» (далее — «ПО») в октябре 1986 года. Это было одновременно и масштабное представление с множеством спецэффектов, и невиданное прежде органическое сочетание мюзикла и оперы.
Желающих посмотреть это пиршество музыки и театра было так много, что об отдыхе после премьеры не могло быть и речи. Непрерывная череда постановок в итоге начала сказываться на здоровье актеров — прежде всего, исполнителей главных ролей.
Так в декабре 1986 г. у Сары Брайтман нашли язву, и ей пришлось ложиться на операцию. Призрак — Майкл Кроуфорд — держался из последних сил. Не желая прерывать шоу, он нажил себе к апрелю 1987 г. профессиональное заболевание певцов — диафрагмальную грыжу. Это всплыло во время одного из представлений, когда Сара неожиданно заметила, что у ее партнера из уголка рта течет струйка крови. Это было уже внутреннее кровотечение, и стойкого Призрака таки увезли в больницу. Его тут же заменил Стив Бартон (игравший обычно роль Рауля). Но в тот же день, изображая исчезновение Призрака во время сцены Маскарада, он неудачно провалился сквозь люк и повредил коленную чашечку. Другой достойной замены не имелось, а шоу должно было продолжаться.
Тогда отчаянный Майкл Кроуфорд попросил накачать себя обезболивающими и в тот же вечер приехал из больницы в театр. Он с усмешкой вспоминал, что, когда его вели под руки ко входу, одна прохожая брезгливо сказала своей подруге: «Посмотри на этого Кроуфорда. Он же совершенно пьян!».
В 1987 г. запись «ПО» вышла на аудио-дисках и тут же возглавила хит-парад. Такое было впервые за всю историю мюзиклов и, конечно же, эта запись побила все предыдущие рекорды дисков с мюзиклами по продажам.
Следующим закономерным этапом должна была стать постановка на Бродвее. Но тут взъелся Американский профсоюз актеров — под раздачу опять попала Сара Брайтман. Профсоюз требовал, чтобы роль Кристины пела американская актриса. К Бартону, который был американцем, и Кроуфорду, который снимался в американских фильмах и был достаточно известен в США, вопросов не было. На это Эндрю Ллойд Уэббер ответил: не будет Сары — не будет мюзикла, что в общем-то логично, учитывая, что «ПО» во многом был написан именно для Брайтман. Боязнь потерять прибыли победила, и в 1988 г. мюзикл Уэббера покорил и Бродвей.
Сара отпела на Бродвее полгода, после чего отправилась в сольное турне под названием «Музыка Ллойда-Уэббера». Долгое отсутствие вдали от мужа не могло закончиться ничем хорошим, учитывая, что ссоры между Сарой и Эндрю начались еще во время подготовки «ПО». В итоге Ллойд Уэббер закрутил роман на стороне, а в 1990 г. заявил о расторжении брака со своим «Ангелом музыки». Говорят, Сара этого не ожидала и была шокирована…
Зато вдохновленный их любовью, мюзикл продолжал жить ничуть не снижая обороты. Он был поставлен во многих странах мира (Россия, к сожалению, не вошла в их число) и постоянно праздновал то свое 10-летие (в 1996 г. ), то 25-летие (в 2011 г. ). Кстати, на обоих юбилеях появлялась Сара Брайтман, как бы подтверждая, что личные обиды прошлого не должны влиять на творческие отношения. Так, на 10-летии «ПО», где Сара «The Music of The Night», Уэббер аккомпаниировал ей на пианино. После он сказал: «Это была очень тяжелая для меня ночь, в определенной степени. Я очень люблю эту песню и я играл для человека, который вдохновил ее. Я не думал, что мы когда-либо встретимся на одной сцене снова». Тем не менее, встреча на 25-летии «ПО» в Альберт-холле была еще теплее. Сара тогда пела самую знаменитую арию мюзикла аж с пятью «Призраками» (Колмом Уилкинсоном, Энтони Варлоу, Джоном Оуэн-Джонсом, Питером Йобаком и Рамином Каримму), а Уэббер приветливо с ней обнимался и явно не хотел отпускать от себя.
За свою долгую жизнь «ПО» побил немало рекордов. В 2006 г. к ним добавился еще один — «ПО» стал самым долгоиграющим мюзиклом на Бродвее. Забавно, что смещенный с пьедестала «соперник» — «Cats» («Кошки») был детищем того же Уэббера! Не удивительно, что «ПО» оказался и самым кассовым развлекательным событием всех времен, собрав за время существования более 5 млрд. долларов.
Творческих неудач в истории мюзикла было мало, но они были. Одна из них — это к/ф 2004 года, поставленный Джоэлем Шумахером. Поклонники мюзикла сразу заподозрили неладное и активно требовали не отдавать «ПО» в лапы Голливуда, а когда узнали, что в главной роли не будет играть Майкл Кроуфорд, то и вовсе ополчились на фильм. Впрочем, роль Призрака прошла мимо и таких знатных претендентов, как Джон Траволта, Антонио Бандерас и Хью Джекман. В итоге роль получил Джерард Батлер — несколько «моложавый» и совсем не страшный, как для классического Призрака. Правда, режиссер так и заявлял — мол, снимаю для молодежи. Ну, а на роль Кристины, обойдя, Марайю Керри, Кетрин Зету-Джонс и Кейти Холмс, попала совсем юная Эмми Россам. Несмотря на то, что к/ф делался с полного одобрения Уэббера (и под его пристальным взором), опасения противников съемок во многом оправдались. Если говорить коротко — фильм Шумахера вышел откровенно скучным, вялым и неизобретательным. Редкий случай, когда кино по таким параметрам сокрушительно проигрывает любой достойной театральной постановке. Знаменитая сцена прохода Кристины через зеркало и путешествия по подземному озеру выглядит блекло и неэффектно даже на фоне старого клипа 1986 г.
Второй, не то что бы неудачей, а скорее ненужным излишеством стало написание Уэббером мюзикла-сиквелла «Love Never Dies» («Любовь никогда не умирает»). Продолжение «ПО» композитор задумал написать еще в конце 1990-х. Фредерик Форсай даже написал сценарий (позже изданный как книга «Призрак Манхэттена»), но что-то не клеилось. В 2007 г. Бен Элтон предложил свой сценарий, основанный на идеях Уэббера и Форсайта, и композитор вернулся к забытой идее.
Действие нового мюзикла начинается в 1907 г. С того момента, как Кристина Даэ распрощалась с Призраком, прошло 10 лет. Но внезапно к ней — знаменитой оперной певице — поступает анонимное предложение из США выступить в парке развлечений «Phantasma». Она принимает предложение и вместе с мужем Раулем и — внимание! — 10-летним сыном Густавом едет в Бруклин. Таинственным импрессарио оказывается ни кто иной, как наш старый знакомый в полумаске, а Густав оказывается его сыном, что, на мой взгляд, несколько опошляет романтику первого мюзикла, ибо там никаких сцен, намекающих на то, что Призрак воспользовался Кристиной в самом прямом смысле слова, не наблюдалось.
Премьера мюзикла состоялась в марте 2010 года, но особенным достижением в творчестве Уэббера не стала. Очень тяжело входить в одну реку дважды.
Недаром сам композитор когда-то говорил, что если бы он знал, как написать еще одного «Призрака в опере», он бы его написал, но вряд ли ему это когда-либо удастся.
P. S: В первом комментарии много интересного видео по теме.