«Моя жизнь» С.А. Толстой. «Злой дух» или настоящая женщина?

Пересказывать книгу «Моя жизнь» Софьи Андреевны Толстой я, пожалуй, не возьмусь. Ценители и почитатели философии и творчества Льва Николаевича Толстого, скорее всего, с этим произведением знакомы. Для тех, кто еще не читал воспоминаний Софьи Андреевны, будет, вероятно, интереснее узнать о ней без посредников.

В своих воспоминаниях графиня Толстая описала яснополянский быт, отношения в семье Толстых, дала оценку многим событиям как собственной жизни, так и жизни Льва Николаевича. При этом Софья Андреевна, к разочарованию биографов Л. Н. Толстого и исследователей его творчества, написала лишь о том, что посчитала наиболее важным.

Но подробнее я хотела бы остановиться на нескольких фактах, представленных в книге Толстой «Моя жизнь», которые, на мой взгляд, могут точно описать характер Софьи Андреевны, которая зачастую в статьях современных авторов предстает неким «злым духом», находящимся в противоборстве с «добрым гением».

В 1891 году произошли события, которые заставили семью Толстых разъехаться — в Самарской губернии разразился голод. Лев Николаевич уехал обустраивать столовые для голодающего народа, Софья Андреевна переехала в Москву с младшими детьми, оставив старших дочерей заниматься делами Ясной Поляны. Старшие сыновья Толстых вскоре присоединились к благотворительной деятельности своего отца.

Чтобы как-то помочь своей семье, вынужденная оставаться в Москве Софья Андреевна опубликовала в «Русских ведомостях» призыв ко всем желающим пожертвовать голодающим любую сумму денег. Первые пожертвования стали поступать на имя графини Толстой уже на следующий день после публикации этой статьи.

Софья Андреевна организовала сбор пожертвований и вела полную отчетность — от кого и сколько поступило на ее имя. Все эти данные публиковались, и полная открытость располагала к ее деятельности все больше и больше людей, что в результате принесло около двухсот тысяч рублей, и все эти деньги были распределены на нужды голодающих.

В начале 1892 года в газете «Московские ведомости» появилась статья со ссылкой на лондонский «Дейли Телеграф», в которой говорилось, что граф Толстой имеет революционные идеи и пропагандирует их в своем учении. Толстому отказали в публикации уже подготовленных статей, его положение в обществе стало как никогда шатким. Софья Андреевна написала опровержение в «Правительственный вестник», но ей ответили, что полемические статьи они не могут опубликовать из соображений цензуры.

Ходили самые разнообразные слухи о том, что Толстого хотят сослать в Соловецкий монастырь, что он будет находиться безвыездно в Ясной Поляне. Говорилось о недовольстве государя императора и всюду передавались слова последнего о том, что он считает, будто Толстой предал его врагам престола англичанам. Графиня Толстая попыталась опубликовать статью в «Новом времени», но издатели снова ответили ей отказом, а недовольство Николая II только росло, о чем письмами сообщали родственники Толстых.

И Софья Андреевна добилась аудиенции у великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, после чего графу было разрешено опубликовать опровержение, что вернуло Толстому благоприятное расположение общества и государя лично.

В феврале 1901 года состоялось еще одно событие, которое потрясло семью Толстых, — по распоряжению Святейшего Синода Лев Николаевич был отлучен от церкви. Софья Андреевна узнала о произошедшем из газет и пришла в негодование. В душевном порыве она в тот же день написала письмо в Синод, которое вскоре был переведено на многие европейские языки, как и «Ответ Синоду» графа Толстого, написанный им в апреле того же года.

Удивительным для современного человека может показаться то, как вела себя Софья Андреевна, когда речь заходила о чести и достоинстве ее мужа. Забывая все личные обиды, она выступала как чуткая супруга и мать семейства. Если дело касалось интересов семьи и семейных ценностей, Софья Андреевна проявляла себя не только как отличный организатор, но и как сильная, волевая и благородная женщина.

И хотя семейная жизнь Толстых была весьма далека от идеала, прочтение книги Софьи Андреевны может быть интересно для людей, интересующихся историей, а также весьма полезно как воспоминания женщины, умевшей забывать о неурядицах и личных обидах в ответственные и сложные моменты жизни.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: