Почему зрители уходят из зала?

Иногда ты совершаешь совершенно неожиданные для себя поступки. Ну, разок еще нормально. Можно поудивляться самой себе и топать дальше. Когда делаешь то же самое во второй раз — уже не страшно. Просто забавно. Но когда в третий — это становится похоже на систему. И потому хочется разобраться: что, как, зачем и почему.

Никогда бы раньше не подумала, что можно уйти с концерта или спектакля. Неприлично это как-то — уходить посреди полного зала. Между отделениями или действиями приличнее, но тоже как-то не очень хорошо.

Билеты не за три копейки куплены. Ты не всеядна и ходишь только на то, что очень хочешь увидеть. Ждешь, вся такая в предвкушении праздника. Вновь хочешь пережить это чудо, когда после спектакля кажется, что все и вся вокруг прекрасны, и ты сама в первую очередь. И люди рядом с тобой выходят из театра с таким же обалделым выражением на лице и светом в глазах. И улыбками на лице. Все, можно дальше в жизнь — с ее трудностями, ежедневной обыденностью и терпением.

И хочется повторить это снова. Поэтому после раздумий и подавления внутренней финансовой жабы ты снова топаешь в кассу и покупаешь заветный билетик. И ждешь праздника. А потом садишься ты в зрительном зале, мысленно отгораживаешься от соседей. Действо начинается.

А далее все по-разному.

Большой Артист виден и слышен сразу. Но иногда это с тобой не совпадает. Самый простой и нелепый вариант. Жалко, но ладно. Ты отдаешь уважение работе Мастера. Не повод для бегства.

Бывает хуже. Самое ужасное — откровенная пошлость. В слове, в режиссуре, в сценографии. И не помогут никакие рецензии, чужая похвала, признанность и ранги актеров, режиссера, имя театра… После «Заяц Love Story» Николая Коляды (гастроли «Современника» в Екатеринбурге) хотелось умыться или хотя бы промыть уши.

Чаще всего не совпадают ожидаемое и увиденное. После гастролей Табакерки в апреле прошлого года загорелись желанием «сходить на Безрукова», потому как в Фигаро его работа очень понравилась. Долго-долго ждали «Пушкина». Заранее купили билеты. Предвкушали. Спектакль шел два дня, полный аншлаг, овации после спектакля. Мы ушли после первого отделения. Сами были в шоке, не ожидали от себя.

Много музыки, слов. Еще больше кино и прыгающего и носящегося по сцене и залу Сергея Безрукова. И снова кино. Он хороший сын, что я могла тогда сказать. Блестяще владеет словом и читает стихи Александра Сергеевича. Но режиссура «съела» все и даже больше. Женщина в раздевалке сделала круглые глаза и сообщила, что «вчера были такие овации!» Ну были и ладно. Не одни же мы слиняли.

Случается, что тебе не нравится, как поставлен тот или иной спектакль. Но одно дело «не нравится», а другое дело — невозможно вытерпеть то, что не нравится, до конца. В Екатеринбургском театре драмы идет спектакль «Мэри Поппинс, до свидания». Он затянут, 1-е отделение просто хочется спать. Скудные декорации, сюжет изменен, музыкальные номера не всегда качественно сделаны. Но 2-е действие и финал великолепны! Музыка, свет, детские восторги, летающие шарики — феерия цвета, солнца, радости, эмоций. Замечательные костюмы, сами актерские работы великолепны. В душе остается радость и свет.

В Оперном театре идет «Свадьба Фигаро» Моцарта. Вот мне и «повезло» недавно. Замечательная музыкальная часть полностью перекрывалась сценическим безобразием, на которое приходилось смотреть. Поющие спиной к залу артисты, падающие на пол (кровать — матрац из «Икеи») и целующиеся там главные герои. Особенно резали глаз костюмы и декорации. И все сопровождалось жующим, шуршащим и непрерывно шевелящимся залом. Брр! Это спектакль позволяет залу так себя чувствовать, распускаться перед местом и музыкой?

В общем, сбежала я.

Хотя чаще всего «везет». И впечатление остается сильным, прекрасным, делающим тебя лучше. А потом может опять «не повезти». И когда покупаешь билет, нет никакой гарантии, что тебя не ждет очередной «облом-с».

Вчера вот опять страдала бегом с негодованием. Убежала с концерта Юрия Антонова. Понимаю, что на вкус и цвет — но что есть, то есть. Какая он загадка, какие у него техника, звук, оркестр. Может, на концертах есть новые песни? С таким настроем и пошли.

В итоге увидела оркестр из шести музыкантов-истуканов в черном (один из них подпевал) на черном фоне с огоньками, две женщины-бэквокал (не смотреть, а то они как начинали двигать нижней частью себя, становилось как-то неудобно). Хотя певец мило разговаривал с залом, пел вживую. Но видно, что это рядовой концерт, что он уже запелся — «вот эта песня популярна…».

Слушать не было никаких сил. Физических. Громкость такая, что если сильно-сильно заткнуть уши, то все равно очень громко. К концу 1-го отделения меня трясло, левое ухо почти не слышало и жутко болела голова. О, эффект, а? Один мужчина так гардеробщице и показал «причину» ухода — своеобразный жест рядом с ушами.

А еще по залу бегали охранники и периодически тыкали пальцем в ряды: «Вот ты! Выключи! Не снимать! Большой брат все видит!» А прочитать срочное СМС от ребенка нельзя? Не покидала мысль «А что здесь снимать?». Известные всем песни, истуканов в черном, светомузыку?

Настроение испорчено. И уши болят.

Хотя, если честно, всегда есть что-то, что будет мешать или раздражать. Например, соседи по залу. Можно вытерпеть чужие духи и запахи, разговоры, пьяные выкрики артисту и машущих руками и прыгающих перед тобой девушек. Но иногда это трудно.

И не все связано со зрителями. Задержка концерта на 40 минут (Ирина Аллегрова), внешний вид артистов (музыканты Игоря Саруханова), огрехи режиссуры, затянутость действия. Вечер Сергея Маковецкого длился почти три часа. Было интересно, но слишком много видеофрагментов, которые актером почти не комментировались. И люди к 10-ти вечера стали уходить. Хотя впечатление осталось сильное и доброе.

Особая фишка — неудобные кресла. Например, Табакерка в Екатеринбурге всегда дает спектакли в Театре Юного зрителя. А там кресла детские, на взрослых не рассчитаны. К концу спектакля зал напоминает прыгающих на местах кузнечиков. Но никто не ушел. Тишина, внимание, хохот и аплодисменты с первых минут, неотрывность от действия. Лица потрясающие!

Есть что-то, что не позволяет тебе уйти. Что-то, что перевешивает твои личные недовольства и неудобства. Что-то великое и прекрасное, что служит одним из источников внутреннего света для человека. На то оно и искусство.

Но иногда тебя ничто не способно остановить. Что-то, что абсолютно не совпадает с тобой, что нестерпимо для тебя. И ты убегаешь от этого прочь. С испорченным впечатлением и настроением. Или как я вчера, с больными ушами.

Жаль, что не всегда можно предположить подобное до покупки билета. Но в жизни всегда есть время и место для риска. Риск для души иногда настолько оправдан, что хочется повторять это вновь и вновь. Возможно, поэтому наши залы почти всегда заполнены зрителями?




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: