Кто проиграл сражение на Чудском озере?
В литературе, художественной и документальной, существуют разные версии на этот счёт. Орден Меченосцев, Тевтонский орден, Ливонский орден, абстрактные псы-рыцари. Все неправы. И все правы.
Орден Меченосцев был упразднён в 1237 году, поэтому организовать экспедицию 1240−1242 годов никак не мог.
Великим магистром Тевтонского (Немецкого) ордена в 1240 году был избран Герхард фон Мальберг, лидер «палестинской фракции», считавший главной задачей Ордена укрепление позиций в Заморье, а дела в северо-восточной Европе — третьестепенными заморочками. Кстати, главная резиденция Ордена находилась в Монфоре, Верхняя Галилея. Ландмейстер Пруссии Генрих фон Вейда, конечно, поближе находился, но у него своих забот было выше крыши.
Говорить о Ливонском ордене, как таковом, можно только относительно короткого периода — 1525−1561 годы, организация с таким названием к походу в Псковские земли в начале 1240-х причастна быть не может.
Основной кандидат на неблагодарную роль — Ливонское ландмейстерство Тевтонского ордена.
Предположим. И постараемся выяснить, кто же этой авантюрой руководил.
Где магистр? Будет уместно заметить, что магистр, великий магистр — термины русско-французские. По-немецки высший руководитель Тевтонского ордена назывался «хохмейстер», региональные наместники (Германия, Пруссия, Ливония) — «ландмейстер». Некоторые орденские начальники рангом пониже также имели в названии своей должности корень «мейстер». Так что, магистром при желании можно обозвать даже командира небольшого гарнизона.
Ландмейстером Ливонии в 1239—1246 годах был Дитрих фон Грюнинген. Молодые люди на ответственной должности в духовно-рыцарских орденах — явление чрезвычайно редкое, но фон Грюнинген (1210 г. р. ) сумел сделать быструю карьеру, скорее всего — благодаря своему высокому происхождению и родственным связям с Конрадом Тюрингским (Распе), хохмейстером 1239−1240 годов.
Документы отрывочны и друг другу противоречат. При попытке анализа картина получается такая…
Дитрих фон Грюнинген осуществлял, в основном, представительскую миссию. Он постоянно куда-то ездил — то в Венецию, то в Германию, в Маргенхтайм, и вряд ли это были короткие командировки. По-хорошему (упоминаний об этом, правда, не найдено пока) в 1240 или 1241 должен был посетить и Палестину, представиться новому начальству.
Реально рулил Ливонией Андреас фон Фельвен (Вельвен). Впечатление такое — он был старше и опытнее фон Грюнингена. Но либо высшего образования не имел, либо был по жизни пролётчиком, поэтому оставался вице-ландмейстером при молодом шефе.
Но и фон Фельвен в Ледовом побоище не участвовал. Как раз в это время Ливонское ландмейстерство начало широкомасштабную кампанию по завоеванию Курсы (Курляндия, Западная Латвия). Небыстрое дело и нелёгкое. Хоть Фельвен, хоть Грюнинген — не были они сумасшедшими, чтобы воевать на два фронта. А тут ещё земгалы бунтуют, да жемайты терроризируют. Не до Пскова как-то.
В 1217 году, обороняя замок Оденпе, погиб знаменитый венденский мейстер Бертольд. На его место был назначен Рудольф фон Кассель. Мейстер Вендена — не только и не столько комендант замкового гарнизона. Это командующий ударной армией Ордена Меченосцев, состоящей, впрочем, на 90% из ливов, лэттов и вендов. Фон Кассель не так много громких подвигов совершил, как его предшественник, но тоже не бездействовал — в 1220 году захватил Виронию (Раквере) и обратил тамошних жителей в христианство.
В 1230-х годах в Ливонии исполнял свою миссию папский вице-легат Балдуин из Ална. В 1233 разногласия между посланцем папы и меченосцами достигли такого накала, что вылились в вооружённый конфликт. Главные участники — Балдуин и мейстер Вендена, были вызваны в Рим и лишены занимаемых должностей.
Так Рудольф фон Кассель снова стал простым рыцарем. В 1236 он участвовал в трагическом для Ордена Меченосцев сражении при Сауле. Каким-то удивительным образом жив остался и вернулся в Венден. При Сауле погибли и венденский мейстер Реймонд, и хохмейстер Фолквин, и вообще большинство меченосцев. Фон Кассель остался самым авторитетным лидером в северо-восточной Ливонии, если не в Ливонии вообще.
В следующем году остатки Ордена Меченосцев были присоединены к Тевтонскому ордену и образовано Ливонское ландмейстерство. Рыцари вместо белых плащей с красными мечами надели белые же, но с чёрными крестами. Только не всем это понравилось. Были значительные различия в уставах орденов, наверное, ещё какие-то аспекты сыграли свою роль, но бывшие меченосцы подчинялись новому руководству весьма неохотно.
В это время в Дерпте обретался изгнанный псковичами князь Ярослав Владимирович. Конечно, хотелось вернуться на отцовский стол, тем более что и сторонники в Пскове имелись. Епископ Герман князя поддерживал, но всё больше морально, так как военной силы не имел. Ландмейстеры Ливонии (сначала фон Балк, потом фон Грюнинген) имели кучу нерешённых проблем на западе и на юге, поэтому помогать беглому князю, а значит и ссориться лишний раз с восточными соседями, не желали принципиально.
Естественным образом создалась коалиция Ярослав-Герман — недовольные новым начальством бывшие меченосцы. Что последние себе думали — может, собирались создать новый орден со штаб-квартирой в Пскове? Увы, мемуаров они не оставили, к сожалению. Ничего из ряда вон выходящего — вот русский князь Всеволод был вассалом Рижского епископа, и ничего.
Конечно, десяток рыцарей — ещё не армия. Совсем не армия, даже по тем временам. Но авторитет и связи венденского мейстера, пусть даже бывшего, позволяли навербовать желающих среди ливов и лэттов. Дерптский епископ Герман тоже собрал сколько мог воинов (эстов) в окрестностях Дерпта.
Всё равно сил не хватало.
Выручили датчане. Потомки викингов, несколько столетий назад наводивших ужас на Европу, были уже вполне христианскими рыцарями, но страсть к авантюрам осталась. Датчанам принадлежала Северная Эстония, некоторые имели здесь владения, но не все, и не столько, сколько хотелось.
Это войско и двинулось на Псков. Несколько рыцарей-монахов, гораздо большее число датских искателей приключений, плюс навербованная местная пехота. Фон Кассель, хоть и был разжалован, но вполне вероятно, соратники по привычке называли его мейстер — вот вам и магистр, и командующий.
Участие в походе князя Ярослава Владимировича придавало экспедиции некоторую, хотя и весьма условную, легитимность. Вроде как отправились восстанавливать историческую справедливость. Хотя, конечно, у каждой категории участников похода были свои цели. У большинства, сообразно нормальным законам средневековой войны — пограбить, сколько получится.
Описание экспедиции и решающего сражения за рамки статьи выходят. Подведём итог — почему правы те, кто не прав.
Рудольф фон Кассель и его товарищи формально были братьями Тевтонского ордена, принадлежали к Ливонскому ландмейстерству, часто называемому Ливонским орденом. В то же время, они были меченосцами, не смирившимися с ликвидацией своего ордена. Большую же часть тяжёлой кавалерии составляли датчане, ни к каким организациям не принадлежавшие — вот вам и псы-рыцари абстрактные.
Такая вот у меня картинка получилась из осколков, разбросанных в разных, друг другу противоречащих источниках. А ландмейстеру и вице-ландмейстеру Ливонии ввязываться в авантюру на восточном направлении было в 1240-м совсем не с руки.