Утопая в 3D, или Как Кэмерон отметил юбилей «Титаника»?
15 апреля 2012 исполнилось ровно 100 лет с того дня, как дно Атлантического океана обогатилось еще одним продуктом человеческой жадности и глупости. Не прошло и пяти дней круиза, как роскошный лайнер «Титаник», выплывший из порта Саутгемптона (Англия), столкнулся с дрейфующим айсбергом и благополучно затонул спустя два с лишним часа.
Из более чем двух тысяч пассажиров и членов команды спаслось менее трети. Остальные либо утонули, либо погибли при крушении, либо замерзли насмерть в холодной океанской воде.
По этому поводу не писал лишь ленивый («Теперь уж газеты вас не забудут, мистер Исмей»). Учитывая, сколько на борту находилось знаменитостей и богатеев, огласку катастрофа получила самую широкую. Столь масштабное и, главное, неожиданное происшествие казалось в начале столетия чем-то неслыханным. Как оказалось, эта была лишь прелюдия к настоящим трагедиям XX века.
В кинематографе тематику «Титаника» подхватили на лету. В том же году был выпущен 10-минутный немой фильм, который, увы, до наших времен не сохранился. Посему официальным стартом художественных экранизаций трагедии можно считать итальянскую одноименную драму 1915 года. С ходом времени интерес не только не падал, но, скорее, рос в геометрической прогрессии. За 80−90-е годы прошлого века на сей сюжет было снято сразу 5 лент, включая легендарную киноэпопею Джеймса Кэмерона, 13 лет удерживавшую статус самого кассового фильма за всю историю кино.
…Кладоискатель и авантюрист Брок Ловетт (Билл Пэкстон), при содействии русских товарищей с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», шарит на дне Атлантического океана в тщетных поисках бриллианта «Сердце океана». Согласно имеющимся данным, ожерелье с драгоценным камнем было вывезено из Англии фабрикантом Хокли, но до пункта назначения не добралось, ибо затонуло в водах Атлантики вместе с полутора тысячами пассажиров печально известного «Титаника». Однако вместо заветного брюлика Ловетту посчастливилось выискать на покореженных останках лайнера сейф Хокли, где он обнаружил эротический рисунок некой дамы с означенным сокровищем на шее. Кладоискателю несказанно повезло: мадам не только пережила катастрофу и дожила до седых годов, но и самолично прибыла на «Келдыш», чтобы поведать свою историю.
Будучи молодой и аппетитной девушкой, Роза Дьюитт Бьюкейтер (Кейт Уинслет), в статусе невесты Хокли (Билли Зейн) стала одной из пассажирок «Титаника». Так же как безродный и безработный, но чрезвычайно талантливый художник Джек Доусон (Леонардо ДиКаприо), выигравший в карты билет в свое последнее путешествие. Отчаявшись вырваться из тесных уз навязанного ей брака, Роза решает покинуть пределы судна, не дожидаясь прибытия в порт Нью-Йорка. Однако Джек спасает девушку от самоубийства и, несмотря на социальное неравенство, между молодыми людьми пробегает искра.
Трудно сказать, как закончилась бы история любви Розы и Джека, доставь их корабль до места назначения. Но катастрофа навсегда изменила жизнь этих двоих, как и всех остальных участников круиза…
В преддверии 100-летней годовщины крушения «Титаника», Джеймс Кэмерон выпустил свой фильм 15-летней давности в формате 3D. После первой части «Звездных войн» Джорджа Лукаса и диснеевского «Короля Льва», это уже третий шедевр былых лет, переконвертированный в новый формат. На вопрос журналистов о «какой-такой необходимости», режиссер отметил, что «считает „Титаник“ тем самым фильмом, что способен вернуть аудиторию в кинотеатры». По мнению Кэмерона (что, кстати, подтверждается данным статистики), кино с каждым годом теряет зрителей в пользу цифровых носителей, домашних кинотеатров и Интернета. Домашнее 3D, несмотря на буйный расцвет, всё еще находится в той стадии, когда не может похвастаться масштабами и зрелищностью киноверсии.
Действительно, кому как не Кэмерону, создателю «Аватара» и идейному вдохновителю 3D-бума, положено показать всем дилетантам мастер-класс. И сделать это на примере «Титаника», второго фильма в истории Оскара, получившего 11 золотых статуэток — просто его обязанность. Тем более что все его коллеги и друзья уже, так или иначе, в объеме отметились. Лукас начал переделывать «Звездные войны», Спилберг снял «Тинтина», Джексон ваяет «Хоббита», а Земекис уже лет десять как не вылезает из трехмерных мультфильмов.
Джеймс Кэмерон, безусловно, талантливый кинодеятель, но и не менее предприимчивый продюсер. Трудно не согласиться, что его «Титаник» — это своего рода дань уважения «Унесенным ветром». Можно считать кощунством сравнение столь разных по масштабу произведений, но сняты они всё же по одному и тому же шаблону — «История любви на фоне глобальной катастрофы». Это не умаляет заслуг режиссера по созданию невероятно зрелищного фильма, как и не дает нам права осуждать его за то, что спустя полтора десятилетия он решил еще чуть-чуть «подоить корову». В конце концов, каждый зритель решает сам для себя, стоит ли ему тратить деньги на просмотр новой версии фильма.
Что там с пресловутым 3D? Признаемся честно, картинка не поразит бывалого завсегдатая трехмерных киносеансов, ибо «Титаник» не был изначально заточен под объемные спецэффекты, а значит заранее уступает современным картинам. Но Кэмерону таки удалось показать своим коллегам кузькину мать. Стопроцентного попадания «Аватара» он не достиг, но потратив на конвертацию ленты 60 недель и 18 миллионов долларов, доказал скептикам, что только он может не просто освежить картинку, но и вдохнуть новую жизнь в давно известное произведение.
На фоне совершенно унылых 3D-потуг Лукаса, «Титаник» сияет как новенький цент. Кэмерон принципиально отмечал в прессе, что никоим образом не кроил сам фильм, а лишь «улучшил его восприятие нынешним поколением зрителей». Хотя на мой субъективный взгляд трехмерность не прибавила «Титанику» почти ничего. В России, за две недели проката, это «почти» выразилось в 153 миллиона рублей кассовых сборов.
Общеизвестно, что «Титаник» изобилует всяческими ляпами, вроде электрических фонариков в руках офицеров или чайных пакетиков. Это отнюдь не мешает воспринимать картину как нечто «огромное, сказочное и необычайно зрелищное». Пятнадцать лет спустя, после того как в зале зажигается свет, мокрые девичьи лица — уже, скорее, исключение, чем правило. Многие успели ознакомиться с шедевром по телевизору или на DVD, да и мода на ДиКаприо уже давно прошла. И тем не менее фильм по-прежнему притягивает публику совершенным кинорядом, классическим сюжетом любви и настоящим блеском «Фабрики грез».
Отметим напоследок, что некоторые изменения все же не миновали русскую версию фильма. ДиКаприо и Уинслет дублируют другие актеры. В ухо сей факт особо не бросается, благо, что голоса подобрали похожие, но в паре мест замена становится очевидной.