Какой он, российский Дом дураков?
В кинофильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Дом дураков» (2002 год) убедительно показана та среда, в которой обитают психбольные. Фильм художественный, а лечебница для душевнобольных — реальная; съёмки шли в одном из московских психоневрологических интернатов. Портят ли дураки картину мира?
По статистике, каждый пятый человек в мире страдает тем или иным психическим расстройством. При таком раскладе врач-психиатр неизбежно становится фигурой публичной. Однако в прессе психиатры публикуются крайне редко, на телевидении их и вовсе не встретишь. Эта ниша в СМИ на девяносто с лишним процентов заполняется работами авторов, не являющихся сотрудниками психиатрических служб. Подобные авторы не связаны корпоративными обязательствами с медработниками и могут быть достаточно объективны. К недостаткам их публикаций следует отнести непрофессионализм в области медицины.
В отечественных публикациях последних лет широко представлены такие темы, как ущемление законных интересов больных, гипердиагностика, госпитализация в психиатрическую больницу без достаточных оснований. В памяти людей до сих пор жив образ советской карательной психиатрии. Известно, что в советские психлечебницы нередко помещали инакомыслящих. В тоталитарном государстве «психушка» была весьма удобным инструментом подавления. Да и в современной России нередки случаи, когда психиатрия используется в преступных целях.
В России 144 психоневрологических диспансера и много десятков психиатрических стационаров в общей сложности на 153 тысячи коек. В них на одного профильного больного в среднем приходится 75 койко-дней в год.
В настоящее время действует Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». Согласно этому закону в ряде случаев «решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно» (ч. 1 ст. 24). При этом заявление о психиатрическом освидетельствовании может быть подано родственниками, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами. Я не шучу, именно так написано в части 2 статьи 25 упомянутого закона.
Возможна также принудительная госпитализация в стационар психиатрического профиля. Почти как в анекдоте: подъедут, взвалят и отвезут. Федеральный закон составлен столь неудачно, что практически любого гражданина можно держать в психиатрическом стационаре восемь суток до суда, который либо подтвердит правильность госпитализации в недобровольном порядке, либо откажет в этом. Считайте сами: двое суток даётся психиатрам на освидетельствование, сутки документы идут в суд, пять суток даётся суду на рассмотрение дела (так указано в статьях 32 и 34 Закона Р Ф «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»). А если ещё судья прихворнёт или объявлен непрерывный судебный процесс?
По крайней мере, неделя жизни в Жёлтом доме волею случая уготовлена практически любому из 140 миллионов россиян. Коек у нас 153 000. И думается, что при желании за неделю «лечения» можно достичь многого.
Я написал «практически любому из 140 миллионов», однако есть исключения. Принудительная госпитализация не применяется к лицам, пользующимся неприкосновенностью. В их число входят парламентарии, судьи, высокопоставленные чиновники. Паспортные данные этих замечательных граждан вносятся в специальную базу данных, к которой должен обращаться врач-психиатр при решении вопроса о госпитализации в недобровольном порядке.
В 2005 году был создан Общественный совет по вопросам психического здоровья при Минздравсоцразвитии Р Ф. Может быть, он попытается исправить неудовлетворительное положение дел в отечественной психиатрии? Существует и Всероссийский конкурс «За подвижничество в области душевного здоровья» имени академика РАМН Татьяны Дмитриевой (ныне покойной). Главный приз конкурса статуэтка «Золотая бабочка», символизирующая душу, вручается в декабре каждого года в номинации «Лучший регион РФ». В 2010 году победителем конкурса — лучшим регионом Российской Федерации — стала Тамбовская область.
Всё это хорошо и полезно. Однако по-прежнему Россия находится на одном из первых мест в мире по частоте суицидов, что, безусловно, связано с психическим здоровьем нации. В 2009 году у нас в стране было 25,9 случаев суицида на 100 тысяч населения. Это третий худший показатель в мире за прошлый год.
* * * …Массивные металлические ворота и внушительный забор. Слева от ворот взгромоздилась вывеска заведения. В невысоком кирпичном здании за забором обитают немногочисленные человеческие особи; некоторые из них с потухшим взглядом, другие наоборот — с безумным блеском в глазах. Они безо всякого смысла бродят по коридорам; иногда оказываются во дворе, на прогулке. Ряженые в белых колпаках и таких же белых халатах дают им отвратительную еду, напоминающую тюремную баланду, и заставляют глотать маленькие разноцветные горошинки; потом долго следят, чтобы горошинки не были выплюнуты. Изредка заявляются посетители: чьи-либо родственники или какая-нибудь делегация, сопровождаемая чиновником по связям с общественностью. Этот осёл всегда рассказывает одно и то же — как много хорошего делается здесь, и какой большой путь пройден за последние годы.
Над всеми, словно несуществующее НЛО, простирается прекрасная сумасшедшая Психея… Вот такая картинка в духе Кафки. А что, собственно говоря, вы собирались увидеть в доме для дураков?
Да и у Андрея Кончаловского в его «Доме дураков» диагноз жесток: глупо отгораживаться от психбольных, когда вся Россия у черты безумия.