Москва – Санкт-Петербург. Почему эта трасса – историческое достояние? Дыхание Северной столицы
Дорога здесь не худшая. Но вот места — скорбной памяти…
Мясной Бор — место страшной битвы и одно из самых больших в мире воинских захоронений. Здесь в ходе Любанской операции, целью которой был прорыв блокады Ленинграда, попала в окружение Вторая Ударная армия Волховского фронта. Вырваться мало кому удалось. На одном небольшом участке, к востоку от деревни, который называется Долиной Смерти, погибли десятки тысяч солдат. Это не только советские солдаты, не только солдаты Вермахта, это еще и испанцы. (На Новгородской земле прославилась так называемая Голубая дивизия испанских добровольцев, воевавшая на стороне немцев. )
История гибели советских войск в Любанской операции — страшная, и до сих пор в ней нет полной ясности. Точно неизвестно число погибших, точно неизвестно число попавших в плен. В книгах историков приводятся ужасающие цифры, но везде — до сих пор разные.
В этих местах попал в плен татарский поэт Муса Джалиль, автор «Моабитской тетради», написанной в берлинской тюрьме накануне казни. И в ходе этой операции в плену оказался сам командующий Второй ударной армии генерал Власов (говорят, и «исполняющий обязанности командующего»), впоследствии активно сотрудничавший с фашистами («Русская освободительная армия»). Сейчас иногда пишут о Власове как о трагической фигуре. Какой бы фигурой ни был генерал А. Власов, и какими бы идеологическими убеждениями не руководствовался (борьба с большевизмом), переход на сторону врага во время боевых действий во все времена и во всем мире назывался одним словом. Война расставляет сильные прямые акценты.
В честь советских воинов, погибших в этой страшной бойне, воздвигнут обелиск-мемориал. Данные по погибшим нуждаются в уточнении, как и все, что произошло тогда. Итогом этой операции официально принято считать помощь защитникам Ленинграда и блокадникам — Вторая ударная армия оттянула на себя 15 дивизий врага. Причина разгрома советских войск — ошибки в организации этой операции на всех уровнях. Нереальные сроки, необеспечение ресурсами — все это в надежде на личный подвиг каждого. Он и был, этот личный подвиг. За исключением генерала Власова. Но деталей личного подвига каждого воина нам не узнать. Мы можем только почтить их память у огромной братской могилы.
Мясной Бор — и сейчас район поисковых работ. Местные жители делают заявления об аномальных явлениях, а черные археологи могут много порассказать о том, что до сих пор находят в здешних лесах. На протяжении многих километров пути все будет напоминать об этой страшной трагедии.
Следующая «остановка» — Спасская Полисть. Это тоже место боев окруженной армии. По реке Полисть проходил «внешний фронт» Любанской операции.
Чтобы немного отвлечься от тяжелых мыслей, можно вспомнить старую и любопытную легенду о Русе — эпическом родоначальнике всех русских, брате Чеха и Леха. Кому интересно, могут почитать «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске». По «легендарной» версии, речку Полисть, по имени которой названо селение, Рус назвал в честь своей жены Полины. А в нескольких километрах на той же реке стоит старинный знаменитый город Старая Русса.
Оставим эпические сказания исследователям с их жаркими спорами, тем более, что близятся Сябреницы. В Сябреницах долго жил прозаик и публицист Г. И. Успенский, в доме сейчас музей. А дочь Г. Успенского была первой женой самого знаменитого эсера (террориста и писателя) — Бориса Савинкова.
Еще одно имя, связанное с этой деревней: Валентина Семеновна Серова (1846−1924 годы) — первый профессиональный композитор-женщина в России. Она создала в деревне «крестьянскую консерваторию», были даже поставлены сцены из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В. С. Серова может быть нам знакома по некоторым портретам (Репин, Врубель). А ее сын — не кто иной, как художник В. Серов.
Скоро — замечательная река Волхов. Вытекает из озера Ильмень, впадает в Ладожское озеро. Величественный Волхов — тоже когда-то часть пути «из варяг в греки». Красивая река, красивое название — то ли созвучное слову «волхв», то ли, если верить сказанию, — по имени старшего сына Словена из легенды о Словене и Русе. К реке можно найти съезд, но это тоже только на небольшое отдохновение в летнее время. Но не кинуть секундный взгляд на Волхов — очень трудно.
Впереди — Ленинградская область. Можно завернуть в город Любань, входящий в число исторических городов России. По названию этого города была названа военная операция, которая трагически завершилась для Второй ударной армии. Сам же город был оккупирован с 1941 по 1944 год.
Город старинный, известен с 1499 года. Но его расцвет пришелся на XIX век. В Любани учился в гимназии В. Руднев — командир крейсера «Варяг». Здесь же похоронен замечательный исторический живописец Андрей Рябушкин. И в Любани — один из главных в стране «железнодорожных» храмов — Храм святых апостолов Петра и Павла, в котором захоронен прах первого министра путей сообщения России и одного из авторов проекта Николаевской железной дороги П. Мельникова. Николаевская железная дорога сейчас называется Октябрьской, и по ней продолжают курсировать поезда Москва — Санкт-Петербург (наконец-то и скоростные Сапсаны пошли).
Последний пункт, мимо которого придется проехать — город Тосно. Письменные источники впервые упоминают поселение здесь в 1500 году. Город стоит на реке Тосна — притоке Невы. Тосно заселялось переселенцами — крепостными крестьянами из центральных областей России. Был, как и положено, Тосненский ям, затем построили крупный железнодорожный узел. Во время оккупации город был практически полностью разрушен, после войны — восстановлен.
Дорогу здесь уже можно назвать почти хорошей. И она плавно переходит в Московский проспект Санкт-Петербурга (так же, как и в Москве трасса переходит в Ленинградский проспект).
При самых благоприятных условиях путь между городами занимает около 10 часов — это минимум для тех, кто предпочитает соблюдать правила дорожного движения. Лучше рассчитывать на максимум (10−12 часов), даже если выезжать ночью или рано утром и хорошо представлять себе все особенности трассы. Как ни трудно соблюдать скоростной режим — приходится, сейчас очень слаженно и четко работают сотрудники ГИБДД. И однажды в почтовом ящике может оказаться целый ворох штрафных квитанций из разных районов Тверской области. Везде — радары, на въезде в города — видеокамеры.
Дописала и поняла, как же сильно я люблю эту трассу, несмотря на все неудобства и непрезентабельный вид. Новая дорога нужна всем, нужна как воздух. А эту трассу необходимо привести в порядок, а главное — не забывать, что она — часть нашей и мировой истории.