Сколько же существует стилей в ландшафтной архитектуре или есть ли регулярный и пейзажный стили?

Если задаться поиском ответа на этот вопрос, то во многих источниках информации, включая Интернет, вы начнете находить в лучшем случае регулярный (он же - французский, он же – формальный) и пейзажный (он же – английский, природный, свободный, натуральный). Но зачастую к названым «стилям» еще добавляются: итальянский, японский, китайский, украинский, средиземноморский, русский, восточный, сельский и так далее. Давайте разберемся, сколько же их существует на самом деле, и являются ли они вообще стилями.

Для начала определим само понятие «стиль». Стиль – это общекультурное понятие, которое основано на всей парадигме знаний эпохи, и определяет все, что было характерным для эпохи – чем люди жили, как они выглядели, как думали, каким воспринимали мир, что читали, какую слушали музыку, какие сочиняли стихи, что ели, какую одежду носили. И естественно, в какой среде обитали, как формировали мировоззрение, которое воплощали в пространстве, градостроительных решениях, зданиях, сооружениях, интерьерах и садах – преобразованной природной среде.

История ландшафтного искусства показывает, насколько тесно оно было тесно связано с другими искусствами - архитектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. В садово-парковом искусстве находили свое воплощение достижения растениеводства (декоративного садоводства, селекции, интродукции), архитектурного и инженерного мастерства (строительства, ирригации и др. ). Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систематизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.

Еще одна особенность – сады и парки были также нераздельны не только с идеями и вкусами общества, но и с бытом их хозяев, с укладом жизни современников. Сады устраивались для размышлений, для поэтических мечтаний, для ученых занятий, в Средние века – для молитв и благочестивых бесед, в Новое время – для приема гостей, их узкого круга или широкого, для празднеств, иногда для официальных приемов послов, иногда для любовных утех и интимных свиданий, в период Романтизма – для меланхолических прогулок и т. д. и т. п. : в каждую эпоху по-своему.

Узкоархитектурный подход специалистов по садам и паркам изгнал из них в значительной мере историю изменений эстетических представлений – историю стилей во всяком случае. Чисто формальное деление стилей в ландшафтной архитектуре в отрыве от общего развития культуры на «регулярные» и «нерегулярные», или «пейзажные», не выдерживает никакой критики. Упоминать о пейзажном или регулярном «стилях» еще допустимо в мнениях неспециалистов, а люди и издания, претендующие на профессиональный уровень, говоря о садовом искусстве, должны в основном различать те же стили, что и в общем развитии искусств, - стили, связанные с господствующими идеями и «господствующей семантикой» эпохи. Во всяком случае мы можем говорить о садах периода романского стиля, готического, о садах Ренессанса, Барокко, Романтизма, Рококо и французский Классицизм.

Новый стиль в садовом искусстве возникает не «рядом» со старым, как в большинстве искусств, а приходит на смену ему на том же участке земли. К старым же насаждениям во все века существовало бережное отношение: деревья ценились, особенно самые старые; сохранялась старая планировка садов, старые строения.

Итак, для каждого стиля в садах были характерны свои растения, свои способы их посадки, расположения, сочетаний. Свою особую семантику имели в каждом стиле фонтаны, каскады, ручейки, пруды, оранжереи, расположенные в садах лаборатории, вольеры, фермы, аптекарские огороды и лабиринты.

Есть еще одна особенность в развитии стилей садово-паркового искусства. Между стилями в садовом искусстве нет таких резких переходов, какие существуют в других искусствах: деревья растут медленно, их сажают «на вырост», с расчетом на будущее, иногда далекое, и площадь для садов и парков по большей части «традиционна»: она связана с уже существующими на ней зданиями и постройкам, а потому с трудом поддается переустройству.

На протяжении веков и до сегодня в компоновке пространства параллельно существуют два направления (приема) – регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное. Они никогда не исключают полностью друг друга. Ведь даже самые жесткие геометрические планировочные композиции вписываются в живое природное окружение. И, напротив, ни один, даже самый живописный план не обходится без геометрически правильных элементов, хотя бы и не больших.

Так, что творите, создавайте ландшафтные объекты, соответствующие стилям архитектуры, с помощью пейзажных и регулярных приемов, вкладывая в каждый из них свой семантический образ: страноведческий, этнический, мифологический, ландшафтно-генетический (водный, горный и т. д. ), поэтический, урбанистический.


Использованная литература:
1. И. О. Боговая, Л. М. Фурсова. Ландшафтное искусство. - М. : ВО «Агропромиздат», 1988. - 222 с.
2. Е. Гнездилова. Регулярный сад. Истоки и особенности создания. // Ландшафт. Дизайн. Секреты, традиции, цена сада. – К. : ООО Издательский дом АСС-Медиа, №2,
2008. - С. 14-19.
3. Ландшафтный дизайн. Словарь терминов. Под ред. А. П. Вергунова. - М. : МАРХИ, 2001. - 116 с.
4. Д. С. Лихачев. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. – Л. : «Наука»,1982. -343 с.
5. С. С. Ожегов. История ландшафтной архитектуры. - М. : Стройиздат, 1993. - 235 с.
6. Сулейманова Т. С. Типология семантических образов, характерных для объектов ландшафтной архитектуры// Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академия – Казахстан: Алмата, 2010. – 4 с.
Материал сайта Профессиональный ландшафтный дизайн



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: